Конверты и почтовые карточки с рисунками художника Владимира Зарубина вызывали
"дополнительные" улыбки много миллиардов раз. Точную цифру не назовут
даже всезнающие сотрудники статистического бюро: каждая из двухсот пятидесяти
зарубинских маркированных открыток и каждый из семи десятков его конвертов разошлись
по свету многомиллионными тиражами. Поди, подсчитай!
С Дальнего Востока пришло письмо о том, что по сюжетам Зарубина школьники пишут
сочинения. В Одессе живёт заядлая собирательница всевозможных ежей, основа её
коллекции — зарубинские "колючие". Я сам много лет подряд при любой
"деньрожденьевской" необходимости выискиваю в почтовых окошках цельные
вещи именно Владимира Зарубина. Да и вообще, существуй у нас весёлый орден (подобно
польскому ордену Улыбки), одним из первых кандидатов на его получение — судя
по обилию писем, получаемых художником со всех концов страны, — был бы Владимир
Зарубин.
Вот с разговора об этих письмах и началась моя встреча с самым «несерьёзным»
художником Издатцентра "Марка".
— Приятно, конечно, что люди не оставляют без внимания мои работы,— сказал
Владимир Иванович.— Пишут, просят побольше рисовать, а наиболее активные подсказывают
сюжеты.
-И помогает?
— Разве что морально. Мне вообще трудно работать по заказу. Всё своё "изобретаю"
сам. А рисовать тянет всегда. Даже если занемог, просто ложусь и думаю. Открытку
или конверт вначале "обкатаю" в голове так, что потом на бумагу всё
перехо дит очень быстро.
Но затем перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз: закончу, как будто, присмотрюсь
— нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка.
— Все, кто знаком с Вашими цельными вещами, в один голос заявляют, что
они не статичны, имеют сюжет, так сказать, с продолжением.
— Маленькая сказка в рисунке...
— Ну да, именно так. Это пришло из мультипликации?
Ваше имя часто встречается в титрах.
— Если быть точным, то сделал я сто три фильма, в содружестве с другими художниками,
конечно. Например, в "Маугли" из десяти частей — две с половиной мои.
Работал в двух первых выпусках "Ну, погоди!". Сыщик в "Бременских
музыкантах" тоже мой. Много работал у Котёночкина, у Цехановского.
А на "Союзмультфильм"
пришёл с завода. Кем я до этого только не был! И слесарем, и браковщиком, и
дежурным мастером, и... крановщицей. То есть, только числился на этих весьма
экзотических для моей профессии должностях, а был-то всё время заводским художником.
И вот увидел объявление, что набираются слушатели на курсы мультипликаторов.
— Владимир Иванович, а как пришли в Издатцентр «Марка», тогдашнее
ДИЭЗПО?
— Созданием открыток и конвертов занялся сравнительно поздно. Знаете, хотелось
найти отдушину, ведь работа мультипликатора — изнурительная, нервная. Вот
и попробовал силы сначала в "Крокодиле", "Малыше", "Изогизе".
Первая почтовая открытка вышла под редакцией Юрия
Ряховского.
— Известное коллекционерам имя.
— Он помог мне найти себя в почтовой графике. А уж зверушки — медвежата,
зайцы, ёжики, а также гномы и другие герои — мои, только мои.
— Они в самом деле узнаваемы, имеют собственное неповторимое лицо.
— Как раз из-за этой их оригинальности у меня бывали сложности на худсоветах.
Ну, это ещё в "те" времена. Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать
его с соцреалистических позиций: "А где это вы видели собаку, ходящую на
двух лапах?", или: "Какой же медведь будет кричать в лесу "Ау!"?"
Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит
Ежихе леденцового петуха.
Он
у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку я
переделал, но Ёжика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я
ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла... В предыдущие годы немало моих открыток
и конвертов, как говорится, распушили почём зря на худсовете. А год назад в
ИТЦ "Марка" зашёл разговор: покажи, мол, те эскизы, что были когда-то
"зарублены". Показал, и теперь все они уже дошли до почтовых окошек.
— А что-либо более серьёзное нарисовать для почты не пробовали?
— Нынешней весной вышла пейзажная открытка к 8 Марта. Но это для меня не характерно.
Давным-давно попробовал сделать первомайскую — но это чужая тема. Понял сразу,
что мне не тя¬гаться с теми художниками, которые набили руку на политических
темах.
— И слава Богу. Зная Вас автором добрых и улыбчивых цельных вещей, трудно
представить Владимира Зарубина в иной роли. А где же истоки
Ваших сказочных почтовых "сценариев"?
— С детства очень люблю зверушек, птиц. Вот и сейчас на балконе кормушка с салом.
Утром дятел прилетал...
— Новый сюжет?
— Возможно. Насколько помню, и первый мой в жизни рисунок связан с животными
и с... улыбкой: бежит лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Мне
пять лет тогда было, так этот рисунок по всей деревне из рук в руки переходил.
Там же, в сельском доме, впервые приобщился к искусству. Отец приносил много
книг по живописи, имел неплохую (а по меркам сельской местности — просто замечательную)
— в пять тысяч экземпляров — коллекцию открыток.
Нет, если отвлечься от почтовой графики, то могу сказать: в серьёзной живописи
пробовал себя всегда. Вот давнишние пейзажи на стене, да и теперь вон подрамники
готовые стоят, есть задумка большого пейзажа. Но то болею, то магазины эти чёртовы
столько сил отнимают.
— Тем не менее, вижу на столе ещё одну открытку.
— На это, как всегда, нашлось время и настроение тоже. На почту эта вещь попадёт
ещё не скоро, так что сегодня, можно сказать, предварительный просмотр у нас
с вами. Видите: Петух с Собакой. Это я уже заглядываю в будущий Новый год Петуха,
который передаёт эстафету совсем ещё далёкому году Собаки.
- Спасибо за эту маленькую раскрытую творческую тайну. Надеюсь, не пропущу
открытку, когда она появится на почте. А скажите, Владимир Иванович, что главное
для Вас в творчестве?
— Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может
быть это поможет людям стать чуть добрее.
Евгений ОБУХОВ
(Журнал «Филателия» № 8,1992 г.)
См. также: О художнике
В. Зарубине рассказывает сын, Краткая
фильмография В. Зарубина, Открытки
В. Зарубина
Проголосуйте за статью:

(135)

(2)